Elizabetha
À toutes les gloires de la France!
4 августа, четвертый день поездки, и рассказываю я о нем ровно месяц спустя.
Перед отъездом на автовокзал я немного волновалась из-за организационных моментов, о которых в своей стране и своем городе вообще не беспокоишься: о том, как бы встать в нужную очередь, потому что их две - на линию по Европе и на линию по Франции; о том, как бы сесть в нужный автобус; о том, на месте ли будет администратор у стойки информации. Но все прошло прекрасно: в половине десятого утра я уже купила билет и потом ждала еще полчаса до отправления. Всю дорогу мне никто не мешал, сосед сидел в наушниках, поэтому можно было вволю фотографировать ветряные мельницы и наслаждаться дорогой, бегущей вдаль:



В пути был единственный минус - кондиционеры. Они включаются автоматически, но когда включаются, то сильно морозят. А без них уже спустя двадцать минут становится нечем дышать, чуть ли не до тошноты. Это все, что мне не понравилось. Дальше - сплошные открытия, сюрпризы и яркие впечатления. :)
Орлеан - первая остановка на пути к Тулузе, и сначала я была удивлена, что выхожу одна. Но выйдя из автобуса, поняла почему. Остановка такая, что я едва заметила ее. И не заметила бы вообще, если бы не характерная табличка "Transilien". Это был сюрприз номер раз, а заодно и показатель того, что я приехала в провинцию.
В двух шагах от автобусной находится трамвайная остановка. Там я узнала, что в Орлеане всего две трамвайные линии, они идут крест-накрест, пересекаются на пл. Шарля де Голля и снова расходятся. Я купила проездной на весь день, чтобы не заморачиваться с покупкой одноразовых билетов. Уточнила, правильно ли я поняла указатели, но скорее чтобы потренировать французский. В принципе, я уже знала, куда ехать.
В трамвае я заговорила с первой попавшейся местной. Оказалось, что она живет не в самом Орлеане, а в городке поблизости. Узнав, что я интересуюсь историей Жанны д'Арк, она без колебаний порекомендовала кафедральный собор и памятник Жанне на площади, да еще и подсказала, где выйти. Обожаю французов за их разговорчивость и готовность помочь. :flower:
В самом городе мне сразу попались на глаза гербы. Нет, не так: ГЕРБЫ! Вот, например, Руан с символическим изображением Жанны:



Жанна в Орлеане, кстати, на каждом шагу. В прямом смысле:


Одна из бляшек на асфальте.


Памятник Белой деве на пл. Шарля де Голля.


Постамент украшен горельефами, изображающими сцены из жизни Жанны. Эта - штурм Орлеана.


"Жанне д'Арк - город Орлеан при содействии всей Франции".

На той же площади располагается величественный собор Святого Креста:




Два священных числа для собора - четыре и восемь. Четыре евангелиста сторожат арки, восемь ангелов держат орудия страстей Христовых.







Благодаря ажурному оформлению и искусной резьбе Орлеанский собор не кажется массивным. Он большой, но легкий, будто взлетающий ввысь. А еще на площади перед ним так приятно сидеть и наслаждаться карамельным вкусом хрустящих вафель, запивая их прохладной водой. :heart:
Внутри тихо и довольно мало посетителей. И, как я уже сказала, ГЕРБЫ:



Среди них особенно хочу отметить желтый со скрещенными булавами:


Герб Жиля де Ре, сподвижника Жанны, который был казнен за серию убийств. Этот человек послужил прототипом Синей Бороды.


Герб еще одного соратника Жанны - Ла Гира. Довольно милый и безобидный герб по сравнению с характером обладателя. :)

Орлеанский собор славится своими витражами, посвященными истории Жанны. Итак:


Франция в разгаре смуты, и архангел Михаил отправляется на поиски девушки, которая должна спасти страну.


Михаил, святая Екатерина и святая Маргарита являются юной Жанне.


Жанна узнает принца Карла в толпе придворных.


Белая дева указывает войскам путь на Орлеан.


И сама возглавляет атаку.


Одержав победу, Жанна вступает в город.


Во время молитвы в кафедральном соборе.


Коронация Карла VII и Жанна рядом с ним со знаменем в руках.


Жанна в плену, и ее святые покровители ничего не могут поделать - только утешать. Архангел Михаил при этом уже не в доспехах и держит не меч, а чашу - символ мученичества.


Сожжение Белой девы.


В соборе есть часовня, посвященная Жанне. Я посидела там на скамейке, обратилась к своей любимой героине. Не знаю ни одной молитвы, но думается мне, что мои слова все равно будут услышаны. Также в соборе есть часовни других святых: Михаила, Людовика, Франциска и Елены.


На стене - имена прихожан, умерших за Францию во время Первой мировой войны.


"... Она под звездами нашла покой".


Благодарности Жанне от многих людей, которые молились ей, веря в чудо.

Было удивительно, что в соборе нашлось место для памятных табличек англичанам и американцам, павших за Францию в великой войне (Первая мировая) и во Второй мировой:






Статуя святого Христофора - покровителя путешественников.


Ангел, держащий терновый венец.




Изящный орган. Подобно самому собору, не громоздкий.


Фрагмент свода XVII в. "После разрушений религиозных войн хор был перестроен между 1607 и 1623 гг. мастером масонской ложи Жаном Левевиллем. Вдохновленный церковью Сент-Эньян и базиликой Нотр-Дам-де-Клери, он предложил оформить храм сводами. Этот свод, сделанный в форме раковины, оказался неудачным и к 1684 году потрескался. В 1904 году он рухнул на алтарь". Немного о том, как не надо перегружать строение массивными недолговечными элементами. Ну, зато история...


Побратимы собора.


Я сфотографировала макет с той стороны, с которой не смогла увидеть само здание.

В орлеанском соборе Святого Креста я купила два сувенира, которые оставила себе. Прежде всего, магнит с изображением Жанны. И еще небольшую книгу, которая так и называется: "Маленькая книга великих дат". На обложке - разумеется, Жанна. А внутри - иллюстрированный пересказ основных событий истории Франции, начиная с истории возникновения дольменов на территории Бретани и заканчивая Первой мировой.


На выходе из собора, у начала улицы Жанны д'Арк, стоит еще одно изображение Белой девы.


"Голоса говорят мне: "Принимай все с радостью, не бойся пострадать" (перевод вольный).


"Ей было всего девятнадцать с небольшим, когда ее прах был развеян по ветру" (перевод вольный).

Сама площадь де Голля оформлена в истинно французском стиле: карусель, небольшие фонтаны, клумбы и кафе по всему периметру.




О - значит Орлеан.


Леди с сильными руками, несущая в подоле фрукты и ягоды, - это аллегория Луары, по берегам которой раскинулся Орлеан.


Как я уже упоминала, гербов в этом городе особенно много.

Времени до вечернего автобуса у меня было достаточно, чтобы сходить в музей изящных искусств Орлеана. Скульптуры, архитектуры и декора в моем путешествии уже было много, а вот картин - маловато. Так что я решила восполнить этот пробел. Как сообщает интернет, этот музей по богатству фонда уступает только Лувру. То-то на выходе я даже порадовалась, что один этаж закрыт на ремонт. В музее я сфотографировала больше сотни экспонатов, но тут выкладываю те, которые меня наиболее впечатлили.


Бюст Антуана Петита, мецената и профессора медицины, который многое сделал для становления музея.


Фламинио Торре - "Святой Франциск Ассизский" (середина XVII в.).


Корнелиус Бишоп - "Семейный портрет" (1660).


Неизвестный автор - "Гордыня" (1660).


Томас Вильбуар Бошаэр - "Аллегория любви" (XVIII в.).


Пьер-Николя Бовайе - "Жанна д'Арк" (1805). Статую чудом спасли от пожара в начале XX в., на ней даже остались следы от огня.


Ахилл-Этна Мишалон - "Генрих IV и капитан Мишо в лесу Фонтенбло" (1818).

Мне очень понравились работы художника Леона Конье. В основном, это картины-драмы:


"Избиение младенцев: голова женщины и ребенка" (1824).


"Июльская сцена" (1830).


"Аллегория республики" (1848).

Но есть у того же автора и прекрасная работа вне какого-либо сюжета, от которой я не могу оторвать взгляд:


"Голова льва" (1860). И представляется мне, что это жертвенный лев вроде Аслана, потому что глаза...

А это сам автор:


Леон Конье - "Автопортрет" (1840).


Поль Гюэ - "Вид замка д'Арк" (1838 - 1839). Тот самый замок, который когда-то принадлежал обедневшей семье д'Арк.


Эжен-Эрнест Хильмахер - "Эдип и Антигона покидают Фивы" (1843).


Эме Брюн-Паже - "Девушка на коленях" (первая половина XIX в.). Примечательно, что художник - женщина. До сих пор мне не доводилось видеть работы художниц того времени.

Немного отвлекаясь на скульптуру:


Анри де Трикети - "Смерть Клеопатры" (1855).


Он же - "Моисей, оставляемый матерью" (1857).

Вот так выглядит зал, который понравился мне своим насыщенным цветом и обстановкой:




Жан-Пьер Антигна - "Арагонская девушка из Ансо" (1872).

Любимая картина, изображающая одно из любимых событий, - триумф Жанны в Орлеане:


Жан-Жак Шеррер - "Жанна д'Арк входит в Орлеан" (1887).


Не устаю любоваться тем, как удачно мои украшения в виде геральдических лилий гармонируют с лилиями на картине. :shy:

XIX век закончился, а вместе с ним устарело изображение людей в традиционной манере. XX век - это время экспериментов и расстановки иных акцентов. Конечно, это проявляется в творчестве далеко не всех авторов, но общую тенденцию выражает знаменитая фраза "Я так вижу".


Фрэнсис Грюбер - "Приближение зимы" (1935). Почти "Зима близко". :)


Друг Модильяни Моисей Кислинг - "Цыганка" (1940).


Еще один друг Модильяни - Макс Жакоб, принявший после крещения имя Киприан. Его картина называется "Распятие" (начало 40-х гг. XX в.).


Антуан Бурдель - "Жанна д'Арк" (1945).


Жорж Матьё - представитель ташизма (живопись пятнами, выражающая бессознательное). Картина "Памяти Удара де Ламотт" (50-е - 60-е гг. XX в.).


Симон Антай - "Этюд" (1960). Полотно большое, его можно разглядывать долго, но обязательно - с большого расстояния. Очень располагает к медитации.


Жерар Фроманже - "Первая тень на столе" (1964).


Реймонд Мейсон - "Фрукты и овощи покидают сердце Парижа" (1969). Композиция посвящена ликвидации Центрального парижского рынка.

Пожалуй, самый запоминающийся автор XX века, чьи произведения впечатлили меня в этом музее, - это Рожер Тулуз. Смотрите сами:


Витраж "Побег с завода" (1969).


"Голова животного и профиль человека" (1973).


"Поэтический коллаж для Реверди" (70-е гг. XX в.).

Напоследок покажу вам самую яркую картину музея:


Бернар Рансильяк - "Синемонд" (1984).

К половине пятого культурный голод был удовлетворен, плюс я еще обзавелась бесплатным путеводителем по музею. Я оставила буклет себе на память и отправилась гулять по городу, одновременно разыскивая недорогой супермаркет.



По сравнению с Парижем Орлеан очень компактный, где на ограниченном пространстве люди стараются построить как можно больше всего. Наверное, то же можно сказать и обо всей Европе, но в небольших городах это очевиднее. Людей намного меньше даже в туристических местах.




Старинный фахверковый дом.


Королевские лилии на стенах.


"Morgane de pains" - "влюблена в выпечку". Мне понравилась миленькая волшебница, а еще я просто хотела есть.

И тут, в городе, где я никак этого не ожидала, я услышала позади себя русскую речь, причем ОЧЕНЬ русскую. :-D Сюрприз номер я-сбилась-со-счета. :) Оглянулась. Две девушки ругали на чем свет стоит какого-то мужчину. Ну я и засмеялась. :laugh: Мы друг друга поняли, я заговорила с ними по-русски и выяснила, что они уже пятнадцать лет живут в Орлеане. Здорово! Они мне подсказали, где находится ближайший магазин с недорогой едой и как оттуда пройти к главному мосту, который обычно изображается на открытках и магнитах. Я поблагодарила девушек и пошла в "Монопри", а оттуда - к мосту. Посидела на набережной Луары под шелест волн и хруст чипсов, поразмышляла, полюбовалась густой растительностью на противоположной стороне реки. И направилась на сам мост, фотографировать виды.




Тихая спокойная жизнь набережной: горожане прогуливаются с собачками на поводках или с возлюбленными за руку, неподалеку катаются велосипедисты, а рыбаки закидывают удочки, стоя по колено в воде.


Красивая и широкая Луара, а вдали - мост, похожий на наш Бугринский. :yes:

В дом-музей Жанны д'Арк я уже не успевала. Там нужно гулять основательно, а время поджимало. Кроме того, у меня появилось чувство перенасыщения информацией, воспоминания начали превращаться в кашу из образов и изображений, поэтому я поехала на остановку автобуса. Именно тогда я оценила выгоду безлимитного проезда на весь день: некоторое время я ехала в противоположную сторону и пришлось вернуться. А на автобусной остановке, ожидая транспорт в Париж, я столкнулась с еще одним сюрпризом. Или, скорее, с феноменом, который называется "Барселонцы". Рядом со мной сели испанцы, говорившие очень громко. И нет, они не кричали, а именно говорили. Потом Юля рассказала, что это региональная особенность барселонцев и андалузцев - общаться так, будто собеседник находится на другом конце квартиры.
В автобусе на этот раз было больше иностранцев. Перед тем, как впасть в медитативный дорожный режим, я уловила испанскую и немецкую речь, а потом просто наслаждалась поездкой. И хорошо, что у меня было целых два часа, чтобы прийти в себя и упорядочить воспоминания.
В Роменвилль я вернулась после десяти вечера. Конечно, уставшая, с разряженными телефоном и фотоаппаратом, зато счастливая, потому что в моей жизни случился Орлеан. :ura:

@музыка: KPM Music - "Heroes of War".

@настроение: радость воспоминаний.

@темы: Такие разные люди, Пути-дороги, Дорогами Франции, My photo album, Moi... Elizabeth, Links, La littérature, À toutes les gloires de la France!