21.07.2016 в 13:29
Пишет  Elisewin:

Дмитрий Агалаков. "Воевода Дикого поля"
Это роман об эпохе Ивана IV, о времени темном, страшном и поистине грозном. События охватывают время с 1558 до 1586 год, и в центре повествования судьбы троих друзей - Григория Засекина, Степана Василевского и Петра Бортникова.
Завязка сильно напоминает "Гардемарины". После осады Дерпта восемнадцатилетние юноши, сведенные судьбой с Андреем Курбским, братьями Адашевыми и самим Иваном Грозным, оказываются в самом центре политических интриг того времени. Но почти сразу автор разводит параллели и превращает их в перпендикуляры. Романтические отношения, возникшие между Григорием и Марией Воротынской и между Петром и Людмилой Курлятевой, омрачаются ссорой со Степаном, который заводит знакомство с Федором Басмановым и его компанией.
Вторая часть рассказывает о восхождении Ивана IV - о детстве угрюмого и молчаливого мальчика, который больше всего любил читать книги о безграничной власти; о юношеских годах и любви к Анастасии, будущей его царице; о формировании Ближней думы и славных делах, которые были совершены в то время. Заканчивается это отступление от основного сюжета роспуском Ближней думы и началом единоличного правления Ивана IV.
Григорий Засекин, поднявшийся после взятия Феллина очень высоко, получает в дар от царя перстень, потом становится желанным гостем в доме Воротынских и хочет жениться на Марии. Но крайне подозрительный Иван IV отдаляет от себя своих прежних сподвижников, ему мерещатся заговоры, а братья умершей Анастасии нашептывают ему всякие темные мерзости. Воротынские попадают в опалу, старший Адашев умирает в заключении, младшего казнят вместе с тринадцатилетним сыном, а Андрей Курбский проклинает царя в знаменитом письме. И еще многих перемалывают жернова кровавой мельницы: митрополит Филипп убит за отказ благословить опричников на разграбление Новгорода; Петра Бортникова, бросившегося освобождать семью Курлятевых, забивают до полусмерти и увечат; самих Курлятевых душат в подземелье.
Степан Василевский становится опричником, участвует в новгородских зверствах, а затем его убивает Малюта Скуратов, ставший к тому времени единственным человеком Ивана Грозного.
Только Григорий Засекин выживает во всем этом кошмаре, и то лишь послушавшись совета Курбского: "Когда на престоле сидит тиран, надо держаться подальше от столицы". Григорий воюет то с ливонцами, то с татарами, а когда власть сменяется и на престол восходит Федор Иванович, Борис Годунов поручает Засекину укреплять юго-восточные рубежи и создавать Волжскую засечную черту.
Последняя часть повествует о том, как была основана Самара, как возводили ее на одном берегу, а переправляли на другой, и как заключался договор между русскими и ногайцами. И только в финале упоминается, что из последней битвы ни Григорий Засекин, ни его друзья не вернутся.
Книга интересная, но читать нелегко: во-первых, в романе стилизация под архаику, очень много инверсий и характерных оборотов; во-вторых, автор безумно патриотичен, и его боль, особенно за Новгород, ощущается почти физически. Читать главу о разграблении Новгорода на ночь точно не стоит, а слабонервным ее надо совсем пролистать. Натурализм очень живой и сочный, в некоторых моментах становится по-настоящему неприятно, еще и потому, что все это было на самом деле. На эпизоде упразднения опричнины я вздохнула с облегчением, а на сцене смерти Ивана Грозного у меня прямо гора с плеч спала.
Стиль романа в целом выдержан, но немного хромает. Слово "одеть", дважды встретившееся в значении "надеть", резануло глаза, чувствуется разница в четыре года между этой книгой и написанной позже "Аквитанской львицей". Зато сюжет не рассыпается на флэшбеки и держится в поле зрения, даже несмотря на обилие персонажей.
Цитату я выписала всего одну - о редких проблесках ласки и нежности Елены Глинской к сыновьям: "Только в абсолютном мраке можно в полной мере оценить огонек свечи, пусть даже и неяркий".

URL записи