В первое воскресенье месяца многие музеи Парижа открыты для бесплатного посещения, и 6 августа было как раз таким днем. Мы с Юлей поехали в музей современного искусства, который находится в Центре Жоржа Помпиду. Это сверхнеобычное и по строению, и по цвету здание привлекло меня еще во время прогулки в начале путешествия.
+много всего интересного и оригинальногоПешим можно зайти в музей только с площади Помпиду, а для водителей есть подземная парковка со стороны улицы Бобур. Прибыв на место, мы с Юлей обнаружили очередь в полкилометра. К счастью, она рассосалась за полчаса, потому что одним посетителям нужно было в музей, другим - в библиотеку, третьим - в торговый центр.
Долгий подъем на эскалаторах в стеклянных "трубах".
А вот так это выглядит изнутри. Тот самый стеклянный дворец, ради которого я решила пожертвовать визитом во дворец Луи Вюиттона.
В музее собрана большая коллекция произведений искусства XX и XXI веков. С творчеством одних авторов я давно знакома, фамилии других у меня на слуху, а о некоторых я узнала впервые. Одно совершенно точно: и прошлый, и нынешний век - это время экспериментов и постоянных надломов культуры. То, КАК изображен предмет, намного важнее того, ЧТО изображено.
Анри Матисс - "Роскошь, покой и наслаждение" (1904). Картина была написана в технике точечных мазков (дивизионизм), когда художник еще искал свой стиль.
И он нашел его. Анри Матисс - "Интерьер, аквариум с красными рыбками" (1914).
Тот же автор - "Портрет Греты Прозор" (1916).
Он же - "Скрипач у окна" (1918).
Рауль Дюфи - "Афиши в Трувилле" (1906). Трувилль и в 2011-м выглядел почти так же: нулевое расстояние между домами, креслица, пестрота, только одежда на людях другая - и все.
Жорж Брак - "Геридон" (1911). Словарь сообщает, что геридон - это столик для подсвечника. Ну... Одну свечу тут определенно можно различить. Такие картины хороши тем, что на них можно смотреть, представляя что угодно.
Марк Шагал - "России, ослам и другим" (1911).
Марк Шагал - "Красавица в белом воротнике" (1917). Похоже, красота у автора действительно правит миром, если может возноситься даже над деревьями и смертными.
Русское искусство во Франции любят и ценят, особенно то, которое умом не понять. На фото - произведение Михаила Ларионова под названием "Осень" (1912).
А это уже один из столпов экспрессионизма. Амедео Модильяни - "Голова женщины" (1912). И Юля здесь вышла потрясающе!
Он же - "Гастон Модо" (1918).
Василий Кандинский - "Картина с черной аркой" (1912).
Василий Кандинский - "В сером" (1919). Тоже хорошо для разглядывания и разгадывания.
Леопольд Сюрваж - "Баронесса Эттинген" (1917).
Сначала я подошла к этой картине в полной уверенности, что на ней изображен Наполеон. Сфотографировала, а потом оказалось, что это произведение Пабло Пикассо называется "Арлекин" (1923). Возможно, именно Пикассо положил начало технике частичного раскрашивания.
Пабло Пикассо - "Женщины у моря" (1956).
Афиша Огюста Эрбена под названием "Бал Большой Медведицы" (1925), созданная к приезду российских артистов в Париж. Я никогда не видела, чтобы штамп про медведей обыгрывался так изящно и со вкусом.
На фоне экспериментов с формой и стилем резко выделяются более традиционные произведения. Например, картина Генри де Уороквьера "Перуджа" (1925).
Казимир Малевич - "Бегущий человек" (1930 - 1931). Интересно для размышления: меч едва достает до камня, в котором должен находиться.
Казимир Малевич - "Человек и лошадь" (1933).
Джорджо де Кирико - "Античный бой" (1931 - 1932).
А эта картина привлекла меня жизнерадостной цветовой гаммой. Анри Валенси - "Зеленая симфония" (1935).
В отличие от предыдущего произведения, это настраивает на серьезное и вдумчивое разглядывание. Потому что 41-й год, оккупация и общая атмосфера подавленности совсем не располагают к сборам на маскарад. Констан Ле Бретон - "Отправление на маскарад" (1941).
Жан Люрса - "Свобода" (1943).
Полотно настолько прекрасно, что я сфотографировалась на его фоне.
Юля размышляет во время показа тематического фильма. Центр Жоржа Помпиду вообще к такому располагает: повсюду звучит ненавязчивая успокаивающая музыка, в некоторых залах можно присесть на скамейки, подумать о своем и посмотреть фильмы - странные и психоделические, как большинство представленных произведений.
Наиболее интересным экспонатом мне показалось это - магазин Бена Вотье (1958). Вот что о нем сказано: "В 1958-1972 гг. магазин находился в Ницце по адресу ул. Тондутти де л'Эскларен, 32. Это было популярное место выставок и встреч. Наконец магазин был полностью демонтирован и перенесен сюда".
Неудивительно, что магазин был местом встреч: мимо такого сложно пройти.
На стенах - надписи в рамках: "Истина изменит искусство", "Да здравствуют национальные книги (баскские, бретонские, каталонские и др.)", "Я люблю черное", "Один", "Слишком часто повторяюсь" и т.д.
Пожарная лестница и красное дерево с названиями языков.
Стены расписаны цитатами автора, в частности о культуре: "Культура одних подавляет культуру других", "Культура должна внушать вам, что художник - воплощение высшего разума", "Культура - лучший подарок обществу потребителей", "Культура позволяет тем, кто знает, изобличать тех, кто не знает" и др.
Для владельца магазина всё - искусство, и простая спичка может быть так же прекрасна, как и Джоконда. А еще владелец пишет, что устроил на первом этаже магазина небольшую галерею, чтобы найти нечто новое.
Джозеф Кошут - "Один или три стула" (1965). Фишка заключается в триединстве - фотографии, предмета мебели и словарной статьи о нем.
Марсель Бротарс - "Ворона и лисица" (1968).
Жан Дюбюффе - "Зимний сад" (1968 - 1970). Один из немногих экспонатов-помещений, куда можно зайти.
Пол там скользкий, исхоженный миллионами ног.
Дэн Флавин - "Без названия" (1971). Вообще оригинально: такая простая композиция из неоновых ламп - и попала в один из самых известных музеев мира, потому что ценен не сам предмет, а идея предмета. В связи с этим я всегда вспоминаю Малевича, который со своим "Черным квадратом" переплюнул всех.
Илья Кабаков - "Кто забил этот гвоздь?" (1972) Гениально!
Яаков Агам - "Оформление прихожей частных апартаментов президента Жоржа Помпиду" (1974).
Андрей Монастырский - "Размышление" (1976 - 1985).
Вообще мне хорошо представляется, как творческий человек, пребывающий в кризисе, ходит туда-сюда по этой доске в поисках решения.
Сенга Ненгуди - "Перформанс" (1977).
Вот так это выглядит на фото, хотя фактически композиция - это не что иное, как растянутые колготки.
Общество становится все более циничным и потребительским, поэтому искусство чаще задает вопросы, чем отвечает на них.
Например, вопрос: "Если музыка, то живая или в записи?"
Шоколадный человечек, поразительно похожий на символику "Мишлен", - это "Один большой мир" (2000) Бруно Пейнадо.
Или вот еще вопрос: "Что спасать от наводнения?" Им задается греческий художник Георгиу Апостолос, представляя картину "Без названия" (2015).
Павел Пепперштейн - "Лагерь горных эльфов" (2015).
Йоринда Войт - "Приземление" (2017).
Но настоящий гуру современного искусства - это Эрве Фишер. Он в 1971 году придумал символику центра Жоржа Помпиду, которая раскинулась на площади во всей своей красе:
"Искусство? Не желаете ли заявить об этом?"
Он же создал полотно под названием "Гигиена искусства" (1971).
И в дальнейшем продолжил размышлять в красках. Эрве Фишер - "Экономический пейзаж" (2000).
Он же - "Сизиф и Вавилонская башня" (2010).
"Трансформер, или новый титан" (2010).
"Информационные облака и генетически модифицированные бабочки" (2013).
"Прометей, дьявол и мифоман" (2013).
"Ева и Пандора" (2014).
"Социологическая алхимия постмодерна" (2016). Среди каракулей можно разобрать не только подпись автора, но и слова: "человеколюбивый", "ожидая", "сложный", "мастерство", "грусть", "разоблачать" и др.
Между залами и смотровой площадкой расположена примечательная эспланада с горизонтальным фонтаном, подобным тому, который я уже видела на площади Республики. Только вместо голубей здесь постмодернистские скульптуры:
Гммм... Посейдон и русалка?
С обзорной площадки открывается шикарный вид:
Под потолком первого этажа висит экстравагантное изображение самого Жоржа Помпиду:
А на площади Стравинского нас призывает к тишине сам Сальвадор Дали:
Там же располагается фонтан, посвященный Стравинскому:
Скрипичный ключ, ноты... Даже если не знать, чьим именем назван фонтан, тематика понятна.
Пиратская тема.
Собачка плещется в воде рядом с радужной фигурой... которая, кстати, называется "Жар-птица".
На отпечатанной на асфальте эмблеме можно сидеть и любоваться видами... или просто полеживать, загорая, как вооон те люди на заднем плане.
Или медитировать в свое удовольствие.
Погуляв по центру Помпиду, мы с Юлей отправились обедать в ресторан, устроенный по типу столовой в "Икее": расположение столов, меню и оформление отдают очень знакомым. Называется он "Flunch", и там можно поесть сытно, вкусно, недорого, да еще и хватит надолго. Помимо отличных макарон с мясом и вкусного чая мне запомнился салат, который я давно хотела попробовать: холодные макароны с овощами под кислым соусом. Ммм... Это как раз тот случай, когда пробуешь что-нибудь, чтобы понять и впоследствии описать, но повторять не жаждешь.
После обеда (хотя для нас это скорее был ранний ужин) Юля поехала домой, а я - гулять по городу. На этот раз мой путь лежал в самое сердце Парижа, и об этой прогулке я расскажу позже.
Моя прекрасная Франция. День шестой, часть первая
В первое воскресенье месяца многие музеи Парижа открыты для бесплатного посещения, и 6 августа было как раз таким днем. Мы с Юлей поехали в музей современного искусства, который находится в Центре Жоржа Помпиду. Это сверхнеобычное и по строению, и по цвету здание привлекло меня еще во время прогулки в начале путешествия.
+много всего интересного и оригинального
+много всего интересного и оригинального