À toutes les gloires de la France!
02.08.2016 в 15:05
Пишет Elisewin:Севги Адывар. "Тень Роксоланы"URL записи
1518-й год. В Стамбул прибывает юная Настенька - нескладная, угловатая рыжеволосая девчонка - и в одночасье становится любимицей султана Сулеймана. Все только удивляются, что же такого повелитель мира нашел в ней, не иначе как она его приворожила. А на самом деле все просто: Сулейману надоели писаные красавицы, озабоченные только нарядами и драгоценностями, ему захотелось чего-то нового, а Настенька его веселила, с ней он мог разговаривать.
Однажды Настенька видит, как мальчишке, который украл с ее стола огурец, вспарывают кишки. После этого она умирает в душе, и рождается Хюррем Султан, готовая противостоять всем, чтобы выжить в жестоком мире. Хюррем соперничает с Махидевран Султан, бывшей любимой женой Сулеймана. В итоге сын Махидевран Мустафа поднимает бунт, и его казнят за это, а Махидевран отправляют в ссылку оплакивать сына. Хюррем сводит на "нет" влияние на Сулеймана его матери и сестры, а потом цепь событий будто бы сама приводит к смерти ближайшего султанского сподвижника Ибрагима. Хюррем Султан становится для Сулеймана всем - любовью, радостью, удивлением. Это благодаря ей был распущен гарем, и это она во время похода Сулеймана в Венгрию приказала расширить гавани Стамбула, открыть винные лавки и построить каменные дома вместо деревянных. Фактически благодаря Хюррем в Османской империи наступил Золотой век.
Правда, к концу повествования все становится грустно: между сыновьями Хюррем Селимом и Баязидом начинается скрытая борьба за власть. Она становится явной, когда умирает Хюррем. Сулейман не надолго переживает возлюбленную и тоже умирает. Основное действие книги заканчивается великолепным пассажем автора о воскресающих на рассвете Сулеймане и Хюррем, которые смеются и целуются.
Затем начинается авторское послемыслие, в котором неожиданно меняется тон повествования - с романтического пафоса на ироничность и даже некоторую грубоватость. Самое интересное в этой части романа - противопоставление Махидевран и Хюррем. Первая не смогла стать любимицей султана Сулеймана, потому что была его возлюбленной, пока он являлся шахзаде. "Она была символом того, что уже прошло, - времен Манисы, времен наместничества. <...> Султан не оглядывался на прошлое, каким бы привлекательным оно ни было. Он смотрел в будущее, и ему требовались новые символы. Новым стала Хюррем".
Еще один любопытный момент в послемыслии связан с войной за бессмертие. Автор говорит, что все войны, по сути, ведутся именно за это - "чьи женщины будут рожать детей, чье бессмертие будет обеспечиваться".
И последнее - о восточном коварстве. Принято считать, что яды, интриги и коварство больше присущи женщинам. Однако восточные мужчины нередко используют такие средства, потому что выросли в гареме. Обучение их как мужчин (владению оружием, стратегии, тактике) было теоретическим, зато они каждый день видели практическое применение "женских" навыков, потому продолжали следовать этим путем и дальше.
Книга читается очень легко, она изобилует романтическими отступлениями, но они не сбивают с толку, а настраивают на нужный лад. Проведены удачные параллели: время суток/происходящие события. Характеры часто показываются через внутреннюю речь, иногда прорывается даже поток сознания, но он здесь к месту и помогает более полно прочувствовать персонажа. В конце мне стало очень жаль Ибрагима, хотя, казалось бы, совсем не мой персонаж. Однако подан так, что им невольно проникаешься.
Цитаты