À toutes les gloires de la France!
04.11.2016 в 23:07
Пишет Elisewin:Марк Алданов. "Заговор"URL записи
Третья книга, которая почти завершает историю Юлия Штааля, охватывает короткий период с ноября 1800-го до марта 1801 года. Первая часть романа посвящена сложностям взаимоотношений главного героя, Настеньки и Иванчука. Штааль, вернувшийся из швейцарского похода посуровевшим и потрепанным войной, чувствует себя неловко в компании светского и предприимчивого Иванчука. Их общение осложняется тем, что Настенька, бывшая возлюбленная Штааля, теперь сожительница Иванчука. Юлий в силу своего беспокойного характера то ревнует Настеньку, то проникается чувствами к оперной певице госпоже Шевалье. Случается так, что в Киеве во время отпуска Юлий пересекается с фройляйн Гертрудой, с которой он познакомился семь лет назад в Кенигсберге (вот и первое замкнувшееся звено цепи). Но это не единственное совпадение: там же, в Киеве, Штааль снова встречает Иванчука и Настеньку. Иванчук приехал покупать имение под Житомиром. Какое-то время все четверо проводят время в поездке, потом Иванчук покупает долгожданное имение и сразу делает предложение Настеньке. Этот эпизод завершает историю любовного треугольника, но открывает новую фигуру - политический многоугольник.
После бурной ночи в борделе, все еще находясь под действием наркотиков, Штааль попадает в неприятную ситуацию, граничащую со скандалом. Иванчук с трудом освобождает старого друга, но с тех пор Штааля берет под наблюдение граф Пален. Этот дальновидный политический деятель незаметно собирает вокруг себя молодых военных, со всех сторон обеспечивая прикрытие готовящемуся заговору.
Вторая часть романа совсем короткая и посвящена раскрытию неудавшегося покушения на Наполеона. Она переносит нас во Францию и знакомит с министром полиции Фуше. Виртуозно и хладнокровно он предотвращает нападение на первого консула. Все было обставлено так, что большинство зрителей Оперы не зафиксировали момент покушения, а Наполеон даже почти не отреагировал на этот инцидент.
Третья часть является одной большой параллелью и одновременно противоположностью второй части. Огромный размах заговора, совершенное сумасшествие Павла, терзания Талызина, переживания Штааля, мысли Палена и тревожное чувство, охватившее Петербург еще в феврале 1801-го, - все показано настолько блестяще, что эту часть тянет перечитывать. Не всю, а с десятой главы - с маскарада и дальше. Маски, опять-таки... В общем, все очень символично. В который раз восхищаюсь мастерством Алданова, его вниманием к деталям, его тонким чувствованием героев. У этого писателя не просто персонажи, а живые люди. Описание ночи убийства - главы с 25-й по 33-ю - можно вообще каждому автору заносить в личный цитатник. Дело даже не в том, что описывается, а в том, как это делается.
Той же ночью умирает философ, масон и просто темная личность Баратаев. Штааль провожает в его дом своего давнего друга Пьера Ламора. Там Ламор долго копается в документах и, видимо, находит секрет изготовления философского камня. В общем, как я и думала, Ламор - это тот самый бессмертный Мыслитель из пролога к "Девятому термидора". Намеки на это разбросаны по страницам всех трех романов, а в конце это становится совсем ясно.
Цитат я выписала совсем немного, потому что в "Заговоре" философия заключена не в цитатах, а в описании персонажей и их действий.
Цитаты